Когда Интернет был очень молод, когда паук только начинал плести свою всемирную паутину, появились первые сайты. Техническое обслуживание и постоянные обновления этих сайтов требовали знание языка гипертекстовой разметки (HTML) и навыков работы с графическими изображениями.

Однако сайты, которые состояли из нескольких страниц с текстом и несколькими изображениями осталичь в прошлом. Сегодня практически любой веб-сайт имеет по крайней мере несколько различных разделов и подразделов, много графических элементов, флэш-анимации, музыки и видео файлов. Как управлять всем этим разнообразием контента?

Очевидно, необходим какой-то инструмент, который сможет значительно упростить задачу управления сайтом. И такой инструмент есть! Система управления контентом (CMS) является наиболее подходящим решением.

Что такое CMS?

CMS (аббревиатура для системы управления контентом) является своего рода программным обеспечением, которое позволяет пользователям создавать или изменять содержимое сайта (текст, изображения, мультимедийные материалы) без привлечения разработчиков сайта. Это означает, что пользователь не обязательно должен владеть навыками программирования или учить HTML, чтобы опубликовать новость или статью на своем сайте. Чтобы быть более точным, это программное обеспечение называется системой управления веб-контентом (WCMS) и является одним из двух видов систем управления контентом; другой ECM (управление корпоративным контентом).

Обычно CMS состоит из двух частей:

  • Бэк-офис - является частью системы, которая отвечает за функциональность и хранение информации;
  • Фронт-офис - является частью системы, которая предоставляет пользовательский интерфейс.

Почему веб-разработчики используют CMS?

Как уже упоминалось выше, необходимость создания CMS была вызвана возрастающей сложностью веб-дизайна и веб-сайтов. Веб-сайты перестали быть статичными, а эффективность получения обновленной информации на их страницах стала залогом успеха для многих коммерческих проектов. Ранее для управления веб-мастера сайта должны были изменить коды всех взаимосвязанных страниц вручную; это был довольно утомительный процесс. Как только появилась первая CMS, управление веб-сайтом перестал быть рутиной "редактирование кода". Это позволило сконцентрироваться на содержании и смысле опубликованной информации.

Как работать с CMS ?

Принцип работы всех CMS основан на разделении контента веб-сайта от его внешнего вида. В большинстве случаев веб-дизайна меняется очень редко, в то время как изменения содержания может происходить каждый день, и более того - каждый час. Поэтому CMS используют так называемые шаблоны - специальные "пустые" заголовки страниц, где дизайн сайта уже разработан. Все, что вам нужно сделать, это заполнить их информацией. Пользователь может использовать специальный визуальный редактор (WYSIWYG это акроним для того, что вы видите, что Вы получаете). Этот редактор очень похож на обычные текстовые редакторы офисных программных приложений поэтому будет довольно легок в использовании. А благодаря наличию большого количества готовых шаблонов в системе выбора подходящего веб-дизайна становится делом минут. Информация хранится в базе данных, например в MySQL, и запрашивается из нее во время загрузки страниц сайта. Работа с CMS не требует установки какого-либо дополнительного программного обеспечения, как сама система находится на сервере, и доступен в браузере. Системы управления контентом поддерживают большинство популярных веб-браузеров, таких как Yandex browser, Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera, Apple Safari и т.д.

Виды CMS

Как и любой другой программный продукт система управления контентом может быть бесплатной или платной, с открытым исходным кодом или частной собственностью. Преимущества платных систем управления контентом состоят в постоянной технической поддержке, предоставленной разработчиком CMS, постоянных обновлениях версий продукта, а также более высокий уровень безопасности по сравнению с бесплатными продуктами. В то же время бесплатные системы управления контентом компенсировали основной недостаток перед платными CMSs - их стоимость. Доступ к исходному коду в системах управления контентом с открытым исходным кодом позволяет изменять некоторые функции, расширить возможности CMS. Стоит отметить, что CMS с открытым исходным кодом не обязательно бесплатны: существуют как платные, так и бесплатные системы управления контентом с открытым исходным кодом.

Преимущества CMS

Удобно рассмотреть преимущества, предоставляемые системами управления контентом с разных точек зрения: с точки зрения разработчика сайта и с точки зрения пользователя сайта. С точки зрения разработчика веб-сайта. Благодаря наличию готовых модулей CMS дают возможность вносить изменения в структуру сайта эффективным и продуктивным способом путем размещения модулей. Использование модулей также обеспечивает более высокое качество разработки, так как уменьшает вероятность появления ошибок в программном коде. С точки зрения пользователя сайта. CMS предлагают прежде всего удобный и простой в использовании интерфейс для редактирования содержимого сайта и не требует специальных знаний в области веб-дизайна, HTML кодирования и т.д. CMS также позволяет не только показать посетителям сайта информацию, но и взаимодействовать с их в диалоговом режиме: пользователи могут зарегистрироваться, общаться на форуме или в чате, оставлять свои замечания и пожелания в гостевой книге и т.д.